- слияние компаний
- Объединение двух или более компаний либо путем объединения долевого участия (pooling of interests), когда происходит объединение счетов, либо путем приобретения, когда уплаченная сумма в размере балансовой стоимости и сверх нее вносится в книги бухгалтерского учета покупателя как "репутация" (goodwill), либо путем консолидации, когда создается новая компания для приобретения объединенных чистых активов консолидируемых компаний. Строго говоря, только такое объединение, при котором одна из компаний продолжает существовать в качестве юридического лица, называется слиянием или, более точно следуя букве закона, объединением уставов; таким образом, консолидация, или консолидация уставов, с технической точки зрения не является слиянием, хотя часто по отношению к подобным сделкам употребляется термин "слияние". Слияния, удовлетворяющие юридическим критериям объединения долевого участия, когда обыкновенные акции обмениваются на другие обыкновенные акции, не облагаются налогом и называются безналоговыми слияниями. Если имеет место приобретение путем покупки активов или акций с использованием наличных средств или кредитных обязательств, слияние компаний облагается налогом на прирост капитала, взимаемым с продающей компании или ее акционеров. Однако существуют и определенные положительные стороны, связанные с подобными облагаемыми налогом приобретениями. Они заключаются в том, что приобретающая компания может амортизировать активы приобретаемой компании на ту сумму, на которую рыночная стоимость активов превышает балансовую. Эта разница затем может быть включена в общую амортизацию, что предоставляет законную возможность списания налогов. Слияния компаний также могут быть классифицированы в терминах их экономической функции, так, при горизонтальном слиянии (horizontal merger) происходит объединение прямых конкурентов, производящих одни и те же изделия и действующих на одних и тех же рынках; при вертикальном слиянии (vertical merger) объединяются потребитель и компания или поставщик и компания; при слиянии, расширяющем рынок ( market extension merger), объединяются компании, продающие один и тот же продукт на разных рынках; при слиянии компаний в целях расширения ассортимента (product extension merger) происходит объединение компаний, продающих различные, но взаимосвязанные изделия на одном и том же рынке; при конгломератном слиянии (conglomerate merger) происходит объединение компаний, не имеющих никаких из вышеперечисленных связей или общих черт. См. также acquisition.
Финансово-инвестиционный толковый словарь. 2002.